Жоховский класс в Строгино? Да!

Жоховский класс в Строгино? Да!

Алла Сиятская
строгинка, мама будущего первоклассника

Фотограф: Алёна Милютина
строгинка, мама нынешнего первоклассника

 

первый звонок, школа 69, москваМесяц назад, 1 сентября 2022 года, около 119 тысяч московских первоклассников отправились в школу — по словам московского мэра, это рекордное количество. За последние годы вообще увеличилось количество не только учеников, но и обучающих систем. И Строгино тут не отстаёт: к примеру, в школе 69 уже несколько лет набирают первоклассников не только в обычные, но и в жоховские классы. 
 

Мы хотели сделать репортаж о Первом сентября сразу же. А потом… потом решили немного подождать — посмотреть, нравится ли учиться «жоховским» строгинятам и не жалеют ли их родители, что выбрали именно такую систему обучения. А заодно и узнать у директора школы, что же это за диковинка такая — жоховский класс.


Жоховская методика в последнее время набирает популярность. Как обещают родителям, их дети гораздо раньше сверстников научатся бегло читать, освоятся с таблицей умножения, будут вести себя примерно, но не просто так, а за то, чтобы им в качестве награды разрешили выполнить домашнее задание. Но самое главное, что должно тронуть родительское сердце, — дети должны меньше болеть, обучаясь по такой системе! Просто потому уже, что в жоховском классе дети не обязаны сидеть неподвижно за партой: пройтись по классу во время урока — не только не мешает учёбе, а всецело приветствуется. Разумеется, учебный процесс идёт с применением всяческих мультимедийных технологий, так что к концу четвёртого класса будет аж целый класс отличников. 

«Жоховскими» классы называются по имени Владимира Ивановича Жохова, методиста с полувековым стажем работы, заслуженного учителя России, автора математических учебников и пособий. На его счету — свыше 300 публикаций с различными научными изысканиями в области педагогики, он преподавал в Институте усовершенствования учителей и в Педагогическом институте имени В. И. Ленина в Москве. Подробнее о нём самом и о его методике можно прочесть на официальном сайте жоховской системы обучения, мы же в этой статье скажем в нескольких словах о том, что это за система и каковы её плюсы и минусы.

Прежде всего, жоховская система обучения в начальной школе — это непривычное нам пока что изменение системы взаимоотношений учителя и ученика. Вместо обычного урока, где царит дисциплина и надо прежде всего научиться сидеть за партой и не шуметь, здесь дети включены в активное обучение, и в процессе урока их деятельность меняется несколько раз, если не сказать —  многократно. Они не стесняются задавать вопросы учителю, обсуждают с ним решение задачек и не представляют себе, что бывает как-то иначе. 

Как говорят сторонники системы, высокие результаты обучения достигаются за счёт движения и особой системы упражнений, развивающих головной мозг, особенно правое его полушарие. На уроках тренируется зрение, осязание и слух, с помощью логопедических приемов очищается речь, развивается голос. Дети не «зажаты», они успевают усвоить программу, а значит, у них не накапливается вал невыполненной домашки, нет непонимания, о чём говорит учитель, и не возникает страх при слове «школа».

первоклассники на линейке
Самое первое сентября

Первые результаты заметны уже буквально через два месяца: дети успешнее усваивают информацию, к концу первого года обучения уже считают не до ста, а до миллиона (!), знают и понимают таблицу умножения, осмысленно читают и воспринимают текст. Отсутствие ежедневного стресса ведёт к уменьшению заболеваемости, лёгкому течению сезонных простуд, правильному развитию ребёнка. Важно, что учитель заботится ещё и о создании в классе дружеской атмосферы, исключающей конфликтные ситуации и драки.

Противники же системы главными минусами называют высокий темп обучения, который по силам не всем ученикам (так, медлительным детям приходится, конечно, труднее), избыток мультимедийности и то, что программа — только четырёхлетняя, нет трёхлетнего варианта обучения (что, конечно, вызывает некоторые вопросы, ведь если дети так быстро осваивают программу, то логично было бы сократить общее время обучения).

директор школы 69 Н.А.Тюрина
С микрофоном в руках — директор школы 69 Наталья Александровна Тюрина

Всё это можно прочесть в Сети. А как обстоит дело в реальной строгинской школе, работающей по этой методике? Директор школы 69 Наталья Александровна Тюрина любезно согласилась ответить на наши вопросы. 

— Наталья Александровна, как вообще возникла идея организовать жоховский класс в 69-й школе?

— Идея создания классов с использованием методики Владимира Ивановича Жохова появилась шесть лет назад. Активные родители пришли ко мне на встречу и рассказали о своей идее. Меня очень заинтересовала эта методика, я тщательно её изучила и подумала, что можно попробовать. Так было принято решение попробовать открыть этот необычный класс. Я понимала, конечно, что будет сложно, но интересно. С родителями сразу договорились, что все возникающие вопросы будем решать вместе.

— Сейчас, через шесть лет существования в вашей школе этой программы, как Вы считаете, в чём её преимущества? 

дети у школьной доски
Первый день в школе

— Основное преимущество программы – это индивидуальный подход к каждому ученику. В обязательном порядке предполагается учёт и физического развития ребят, и их интеллектуальных возможностей, и психических особенностей каждого ученика. Возможность учёбы в дружном и позитивном коллективе — важная вещь как для детей, так и для родителей. Обучение идёт через зрительный контакт, с использованием специальной методики. Но самое главное — это то, что на уроках дети много говорят (я имею в виду именно по теме урока), они очень любят задавать вопросы и — что важно! — не боятся сделать ошибку. А это значит, им интересно на уроках. Для детей вообще и для младшеклассников в частности огромное значение в обучении имеет игра. И это очень хорошо, когда весь учебный процесс становится игрой: дети могут свободно передвигаться во время урока по классу, но непременно соблюдая при этом определенные правила. Учащиеся чувствуют себя раскованно, свободно. На мой взгляд, это очень интересная методика. Конечно, как у любой методики, у неё тоже есть не только плюсы, но и минусы, и мы всегда рассказываем о них нашим родителям при очередном новом наборе в такой класс. Но пока что начинание себя оправдывает: в этом учебном году мы уже в седьмой раз набрали первый класс, который учится по методике В.И. Жохова.

— Методика рассчитана лишь на начальную школу. А как проходит потом, в пятом классе,  адаптация детей к обычной системе?

— Действительно, продолжения методики для обучающихся в 5-9 классах нет, но мы смотрим на наших детей, стараемся создать определённые условия, необходимые для того, чтобы «переход к действительности» не был таким резким. Нам важно не растерять те навыки и умения, которые наши ребята получили в начальной школе. В целом сейчас у нас уже накоплен шестилетний опыт работы по этой методике, то есть у нас есть уже три первых «жоховских» выпуска, и могу сказать, что адаптация проходит хорошо.

— Как школа взаимодействует с родителями, особенно в жоховских классах?

— О, родители у нас — очень открытые, активные, они сами все творческие! Я с ними довольно много общаюсь, в разных форматах. Стараемся всегда договариваться, ведь мы все делаем для детей вместе, только так обучение будет эффективным.

ученики за партами
Первый день в школе

— Программа эта насколько популярна?

— Она востребованна прежде всего для тех родителей, которые ищут альтернативу классической системе: кто-то в силу особенностей развития ребёнка, у кого-то остались ещё собственные не лучшие воспоминания о школе, и потому для своих детей они хотели бы принципиально иных условий обучения… Все по-разному приходят к этой идее, и пока что большинство предпочитает уже хорошо знакомую традиционную систему обучения, но, как видите, жоховские классы не пустуют! 

— А есть ли в вашей школе ещё какие-либо нестандартные программы обучения?

— Конечно! У нас много интересных программ, это тема отдельного разговора (и, кстати, информация о них есть и на нашем официальном сайте), но лучше, если вы к нам придёте на день открытых дверей, он пройдёт в субботу 29 октября по адресу ул.Кулакова, 3/1. Приходите, ведь всегда лучше один раз увидеть! 

— А в старших классах — есть ли специализация? Например, сейчас целая программа в Москве — медиаклассы?

— Специализация есть, и это отдельная большая тема. Если кратко, то у нас есть математическая вертикаль, креативная вертикаль, естественнонаучная — это всё для седьмого класса. Есть в школе свой медиацентр, со своей профессиональной камерой, монтажным компьютером и профессиональным квадрокоптером для различных съёмок, ребята всё это осваивают. Так что приглашаю Вас в декабре посмотреть нашу старшую школу.

— А ученическое самоуправление в школе есть?

— Самоуправление — есть! И оно очень активную роль играет в жизни школы, это важно для нас всех. Вы же наверняка слышали про проект масштабного благоустройства территории школы? Так вот, во многом он был сделан благодаря идеям наших ребят, они сами всё это придумывали. Я считаю, так и должно быть!

— Сейчас много говорят о патриотическом воспитании. А что Вы лично вкладываете в это понятие? И знают ли, например, ваши ученики историю своего района?

— Патриотическое воспитание считаю очень важным в системе воспитания вообще. В нашей школе это прежде всего развитие волонтёрского движения, у нас несколько направлений. Но об этом, пожалуй, хотелось бы поговорить в другой раз, это большая интересная тема, в нескольких словах и не расскажешь. Ну а что касается истории и района, и страны — конечно же, это важно, и, как говорится, «мы работаем в этом направлении». 

— Наталья Александровна, спасибо за то, что согласились на это интервью нашему порталу! Последний вопрос, конечно же, был задан не случайно: мы надеемся, что наш сайт под названием «Строгино не склоняется и не сдаётся!» помогает и детям, и взрослым познакомиться с историей нашего Строгино. Приглашаем всех к нам — не только читать, но и делиться своими историями и фотографиями из семейных архивов!

Пожалуй, впечатление о жоховской системе, а заодно и о 69-й школе будет неполным, если мы не послушаем ещё и мнение родителей.

Анастасия Ядрихинская, мама первоклассника Ярослава:

Чем привлекла меня эта система? Прежде всего тем, что детей учат думать самостоятельно, думать логически, и они имеют право на своё решение, ведь нет правильного варианта и неправильного — есть твоё мнение и мнение других, так в жизни, и к этому надо привыкать и учиться сосуществовать с другими. Это целая система обучения, своя программа. Особенно радует индивидуальный подход к детям.

Попасть в жоховский класс довольно просто, это можно сейчас в обычной школе, главное — всё зависит от учителя, так что лучше записаться в класс ещё весной, чтобы точно были места. Что должен уметь для этого ребёнок? Он просто должен быть сосредоточенным и внимательным, должен уметь рассказать о себе и своих увлечениях, ему не обязательно уметь читать и писать, я считаю, что дети обучаются даже лучше, если этого не умеют к моменту прихода в школу.

 

первоклассники на линейке
Первоклассники 1Ж, школа 69, 01.09.2022

В нынешнем 2022 году в 69-й школе первоклассников в жоховский класс набирал учитель Анатолий Александрович Ильин.  Молодой, но уже опытный педагог лично обучался у Жохова методике преподавания и успешно работает по ней уже пятый год. По словам многих родителей, дети в восторге от учителя и ходят в школу с удовольствием. А это главное, независимо от того, по какой методике идёт обучение, не так ли?

 

Наш рассказ о школе и о жоховских классах был бы неполон, если бы не Алёна Милютина — мама первоклассника и по совместительству профессиональный фотограф, — которой удалось сделать 1 сентября большой подробный фоторепортаж. Часть этого фотоотчёта мы и предлагаем вашему вниманию.

И, конечно же, мы ждём ваших комментариев, уважаемые читатели! Будем рады, если отзовутся родители, чьи дети учились или учатся сейчас по жоховской системе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Моё Строгино

Мы в социальных сетях