Строгино — экспериментальный район: история застройки

Строгино — экспериментальный район: история застройки

 

Сегодня мы публикуем отрывок из книги «Оценка воздействия на окружающую среду и российская общественность: 1979‑2002 годы», в которой рассказывается в том числе и об истории застройки нашего Строгино.

В 1976 г. по проекту застройки Строгино «…было организовано первое в Москве (и, очевидно, в России) общественное обсуждение крупного градостроительного замысла«.

Полностью информация о книге здесь.

Хроника района, 1979 — конец 1980-х

 

Застройка района Строгино

Замысел проекта связан с планами освоения новых земель для расширяющейся столицы, которые разрабатывались в начале 1970‑х гг. прошлого века. Первоначально намечалось создать крупный жилой массив в районе Тушино, на пойме реки Москвы. Но в ходе предварительного изучения обнаружилось, что для реализации этого варианта необходимо возведение дорогостоящей защитной дамбы вдоль берега реки. Тогда было принято решение застроить более отдаленный и менее доступный правый высокий берег Москвы.

Специальным решением Мосгорисполкома от 1 декабря 1975 г. Главному управлению капитального строительства г. Москвы был отведен земельный участок в районе Строгина под жилищное и культурно‑бытовое строительство.

В 1975 г. началось проектирование экспериментального жилого района «Строгино». Наделение проекта статусом «экспериментальный» определялось рядом причин, среди которых наиболее значимыми были, вероятно, необходимость размещения большого числа домов для сотни тысяч людей, наличие обширного пространства на практически незастроенной территории и сложность природной обстановки в долине реки Москвы.

Между прочим, район на первом этапе работ представлялся настолько важным для столицы, что одновременно началось проектирование линии метрополитена нового скоростного типа, которая обеспечивала бы транспортировку жителей Строгино в Москву и обратно. Для этой цели намечалось использовать станцию «Полежаевская». Однако вскоре Строгино лишилось титула «экспериментальный район» и от метро отказались (оно не построено до сих пор).

Техническое задание о проектировании экспериментального района Строгино содержалось в постановлении Московского городского исполнительного комитета, принятом в 1975 г. Обоснование инвестиций было включено в технико‑экономическое обоснование проекта.

Составлялся проект в Моспромпроекте, в мастерской № 16. Руководителем проектного коллектива был назначен архитектор А. М. Половников, в его состав входили Б. В. Боде, Ю. В. Громченко, Г. П. Карибов и другие.

Проект был согласован в санитарно‑эпидемиологической службе, в Государственном горном техническом надзоре, в Министерстве водного хозяйства и других органах, которые в то время выполняли функции государственной экологической экспертизы. Некоторые сведения экологического характера были приведены в технико‑экономическом обосновании, подготовленном Моспроектом.

В 1970‑е гг. особый экологический раздел в проектах гражданского строительства не требовался. Основная средозащитная задача, решавшаяся архитекторами при проектировании застройки района Строгино, заключалась в сохранении естественного ландшафта и поиске возможностей того, как стандартные многоэтажные дома наилучшим образом вписать в природу правобережья реки Москвы.

Пространство, на котором был возведен район, представляет собой обширный полуостров, образованный излучиной Москвы‑реки. От смежных с ним районов – Щукино и Хорошево‑Мневники – Строгино отделено рекой. На северо‑западе Строгино примыкает к Московской кольцевой автомобильной дороге. На юго‑западе оно граничит с Крылатским – районом Западного административного округа. На северо‑востоке к Строгино примыкает Тушинский аэродром, отделяемый от жилых кварталов Москвой‑рекой.

Описаний природы в окрестностях деревни Строгино до начала строительства не обнаружено. Судя по имеющейся информации и сохранившимся фрагментам, это был типичный культурный ландшафт ближнего Подмосквья, в котором естественная растительность существовала по неудобным землям – на склонах реки Москвы, оврагов и балок.

Муниципальный район Строгино относится к группе жилищных массивов столицы, наиболее чистых в экологическом отношении. На запад и северо‑запад от него, откуда по розе ветров поступает основная масса воздуха в этот жилищный массив, нет или почти нет крупных предприятий с выбросами. Из автомобильных магистралей общемосковского значения к Строгино примыкает только Московская кольцевая автомобильная дорога.

Преимуществами района Строгино являются довольно ровный рельеф, компактное размещение жилых массивов, не отделяемых друг от друга реками, каналами, железными дорогами, промышленными зонами и шоссе. Кварталы Строгино открыты к Москва‑реке, и панорама их, открывающаяся тем, кто приближается к Строгино водным путем, очень живописна. Благодаря тому, что застройка района производилась очень быстро, жилые массивы Строгино состоят из домов одного поколения, которые сохранили довольно привлекательный вид.

Ведущим фактором географического положения муниципального района Строгино является его окраинность, изолированность от других районов Москвы. Весь городской транспорт, соединяющий жилищные массивы Строгино с ближайшим метро «Щукинская», идет по одному мосту.

К строительным работам перешли в 1977 г. Деревня Строгино с ее домами, садами и огородами была снесена полностью, а на ее месте проложена эспланада – площадка на берегу Москвы‑реки, предназначенная для обозрения ближайших городских окрестностей. За год на возвышении позади деревни выросли ряды 12‑этажных домов. Первые новоселы приехали сюда в августе 1979 г. (здесь в книге допущена неточность: первые ордера были выданы новосёлам 18 сентября 1979 года, эта дата считается фактическим днём рождения нашего района. — прим.ред.)

Современное Строгино является одной из «спален» столицы. Единственное крупное предприятие на его территории – это завод «Орбита». Он был построен в восьмидесятые годы в расчете на трудоизбыточное население района.

Реализация проекта обеспечила благоприятные экологические условия проживания для 100 тыс. москвичей. Удалось сохранить околоводные участки ландшафта, обладающие особой привлекательностью и очевидно повышенным биологическим разнообразием.

Вместе с тем недостаточно полно была использована дифференциация местных природных условий, которые оказались в значительной мере нивелированными в результате однотипной высокоэтажной застройки.

Рассматриваемый проект интересен тем, что по нему в 1976 г. было организовано первое в Москве (и, очевидно, в России) общественное обсуждение крупного градостроительного замысла.

Участвовали все желающие, по‑видимому, преимущественно люди, близкие к архитектуре и строительству. Желающие собрались в Центральном доме архитектора в 1976 г., где перед ними выступили авторы проекта. Были предусмотрены ответы на вопросы и свободная дискуссия (что явилось большой редкостью для тех времен). Это был первый опыт такого рода в истории гражданского строительства.

Важно, что жители ликвидируемой деревни Строгино не играли никакой роли в обсуждении проекта, их мнением вообще никто не интересовался.

 

И ещё несколько цитат из книги, в которых упоминается Строгино:

Изучение опыта проектирования экспериментального жилого района Строгино, которое началось в 1975 г., показывает, что несколько большие возможности открывались при создании новых районов. Это относится главным образом к учету местной обстановки в градостроительном замысле. Интересно, что именно по Строгину было организовано первое в России общественное обсуждение крупного проекта (проведенное, правда, без участия жителей ликвидируемой деревни). К сожалению, о его результатах нет никаких сведений. Что касается возможных последствий поселения ста тысяч человек для природы долины Москвы‑реки, то они рассматривались преимущественно на качественном уровне в интересах сохранения участков ландшафта, обладающих особой привлекательностью.

 

Московский регион

Возможность участия общественности в принятии экологически значимых решений была закреплена в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г. Что касается законодательства, то оно содержит целый ряд ограничений, снижающих степень влияния граждан. Право на общественную экологическую экспертизу, по закону, предоставляется только юридическим лицам. На практике им очень сложно воспользоваться. В Москве общественная экологическая экспертиза до сих пор практически не проводилась. Известен лишь один пример – год или два тому назад московский СоЭС провел общественную экспертизу проекта «лыжной трубы», планируемой на Воробьевых горах.

Первый этап – это этап «стихийного» сотрудничества, хотя и ограниченного. Оно имело два основных варианта. Во‑первых, тогда зародилась форма общественного обсуждения проекта на специально организованном собрании (пример – проект застройки района Строгино). Во‑вторых, практиковалось согласование с полуобщественными организациями (профсоюзы) и научными учреждениями, что видно на примере гостиничного комплекса в Измайлово. Кроме того в самом начале внедрения идей охраны окружающей среды в проектирование заметный эффект имело бескорыстное сотрудничество энтузиастов (яркий пример – проект Павелецкой промзоны).

 

Показательно, что проекты, отвергнутые в 1980‑е – в начале 1990‑х гг. в результате протестов общественности, позднее были воскрешены и воплощены в жизнь без особой дискуссии в обществе; некоторые из них были видоизменены (проект застройки района Строгино в Москве), некоторые – нет (Комплекс сооружений защиты Ленинграда от наводнений). Это могло бы привести к выводу о более низком уровне общественной обеспокоенности экологическими проблемами в конце 1990‑х – начале 2000‑х гг. в сравнении с перестройкой, если бы не развитие многих форм общественного участия в третий период. Скорее следует говорить об усилении давления государства при реализации крупномасштабных проектов и о том, что общественность большее внимание стала уделять мелко‑ и среднемасштабным проектам.

 

СВЕДЕНИЯ  О  ЦИТИРУЕМОЙ  КНИГЕ

Представленные фрагменты книги публикуются по электронному изданию, приобретённому здесь

А. В. Дроздов. Оценка воздействия на окружающую среду и российская общественность: 1979‑2002 годы: КМК; Москва; 2006

Коллектив авторов: П. Ф. Агаханянц, А. Н. Антипов, С. Г. Голубева, А. В. Дроздов, Ю. В. Ефремов, Й. Кеппель, Н. Ковалев, А. А. Остапенко, А. Ю. Ретеюм, Н. Ю. Рябухина.

ISBN 5‑87317‑323‑0

В монографии охарактеризована практика участия российской общественности в принятии экологически значимых решений в период перехода страны от социалистической плановой экономики к рыночной. Основой анализа послужили документы, относящиеся к конкретным проектам, которые подвергались государственной экологической экспертизе (ГЭЭ), общественной экологической экспертизе (ОЭЭ) и сопровождались материалами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) или другими подобными оценками. Исследовано около 40 таких проектов, выполнявшихся в четырех регионах России. Исследование конкретных документированных проектов дополнялось материалами социологического характера (анализом интервью, прессы и др.). Определены общие черты и различия между Европейским союзом и Россией в стандартах оценки и регулирования воздействий на окружающую среду, намечены пути их гармонизации, особенно в аспектах участия общественности.

 

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Моё Строгино

Мы в социальных сетях