Источник: сетевое издание «Ладога плюс»
К материалу: Аллея Дорога Жизни: как всё было на самом деле
«…И мы должны всё помнить это!»: Жихарево в истории блокадного Ленинграда
…Ленинградская блокада — страшное и героическое время. Миллионы жизней горожан и воинов отданы, чтобы Ленинград выжил, выстоял в сражениях с беспощадным врагом. Было принято беспрецедентное по масштабам и сложности решение по спасению ленинградцев. В навигацию по воде катерами и баржами, а зимой по льдам Ладожского озера, по дороге, которая была названа Дорогой жизни, пошли машины из блокадного города с изможденными людьми.
К концу декабря станции Жихарево и Войбокало стали важными перевалочными базами Дороги жизни. Сегодня о некоторых исторических событиях той блокадной поры нашим читателям рассказывает местный краевед Сергей Карпенко.
Сергей Карпенко
В партизанском краю
В декабре 1941-го и январе 1942 года в поселке Назия размещалась партизанская база, где проходило комплектование, обучение и снаряжение партизанских отрядов. Партизанские отряды, сформированные здесь, в конце января 1942 года приняли участие в наступательных операциях Красной Армии на территории Лужского и Тосненского районов.
Семьдесят лет назад, в январе 1942 года, Государственный Комитет обороны принял постановление возобновить эвакуацию из Ленинграда, чтобы уменьшить количество жителей в осажденном голодном городе и снизить расход продовольствия.
4 января 1942 года военный совет фронта принял постановление о переносе баз снабжения Ленинграда из Тихвина в Жихарево и Войбокало. С 16 января перевели работу автотранспорта на две новые кольцевые трассы от западного берега Ладожского озера до станций Войбокало и Жихарево. Машины маркировали для облегчения контроля: на лобовом стекле писались буквы «ж» — для базы Жихарево и «в» — для базы Войбокало.
НАША СПРАВКА
24 июня 1941 года Алексей Косыгин был назначен заместителем председателя Совета по эвакуации при СНК СССР.
11 июля по решению Государственного Комитета Обороны при Совете по эвакуации была создана специальная группа инспекторов, возглавляемая Косыгиным. Под контролем этой группы во второй половине 1941 года было полностью или частично эвакуировано одна тысяча пятьсот двадцать три предприятия, в числе которых одна тысяча триста шестьдесят крупных.
С 19 января по июль 1942 года Косыгин в качестве уполномоченного ГКО в блокадном Ленинграде, выполняя работу по снабжению мирного населения города и войск, а также участвовал в работе местных советских и партийных органов и Военного совета Ленинградского фронта. Одновременно с этим Косыгин руководил эвакуацией мирного населения из блокадного города и участвовал в создании Дороги жизни, а именно в выполнении постановления «О прокладке трубопровода по дну Ладожского озера».
23 августа 1942 года Алексей Косыгин был назначен уполномоченным ЦК ВКП(б) и СНК СССР по обеспечению заготовок местных видов топлива, а 23 июня 1943 года — председателем СНК РСФСР.
По материалам Википедии
17 января 1942 года заместитель председателя Совнаркома СССР Алексей Николаевич Косыгин, провёл совещание по вопросу эвакуации населения из блокадного Ленинграда, принял решение: направить на помощь осаждённому городу колонну из 40 автобусов и 100 грузовых машин, собранных по всем автопаркам Москвы, с двухсменным водительским составом. Её руководителем был назначен Виктор Гаврилович Иванов.
20 января рано утром на станцию Жихарево пришёл состав с Московской автобусной колонной. Для размещения водителей начальник станции Жихарево предоставил железнодорожные вагоны, а автобусы расположили на площадке за станцией.
Особо трудными днями для московских автобусников стали 22 и 23 февраля 1942 года, когда полсотни бомбардировщиков совершили налёт на станцию Жихарево. При налёте погибли водители — москвичи Полозков и Разоренов, и были полностью разрушены вагоны, в которых проживали водители. Пришлось срочно искать новые места для их отдыха. В полутора километрах нашлись землянки, которые утеплили, поставили печи и создали возможность проживания.
После доставки ленинградцев на станцию Жихарево автобусы обратным рейсом до Борисовой Гривы загружались продуктами и другими необходимыми грузами для нужд города. В средине апреля движение через Ладогу стало невозможным. 14 апреля 1942 года Московская автобусная колонна получила распоряжение о прекращении работы и возврате всех автобусов на станцию Жихарево. 22 апреля все сорок изрядно побитых автобусов вернулась в Москву.
Вечная память
В январе в Жихарево переместилось Управление Дороги жизни. За зиму 1941-1942 годов 30-километровая ледовая дорога строилась 55 раз. Железнодорожная станция Жихарево и поселок Назия, расположенный рядом, стали центром приёма эвакуированных горожан, формирования эшелонов и дальнейшей отправки людей в глубь страны.
Через Жихарево шел основной поток людей, вывозимых из Борисовой Гривы. В единственном каменном здании Дома культуры размесился эвакопункт, которым руководил А.А. Заградин. Здесь же был распределительный госпиталь и хирургическое отделение, где оказывалась медицинская помощь больным и обессиленным людям.
Местные жители прилагали все силы, стараясь создать для ленинградцев условия, чтобы люди приободрились после блокадной жути. К сожалению, не все эвакуированные выжили на пути к спасению, умерших привозили в поселок Назия.
Вспоминает местная жительница Тамара Петровна Чарыкова: «В холодную зиму 1942 года, помню, штабеля трупов лежали в районе больничного городка. Земля промерзла глубоко, и специальная команда не успевала предавать земле тела. Хоронили их на кладбище на окраине посёлка…».
Много, очень много ленинградцев осталось лежать в жихаревской земле. Вечная им память!
Отчаянно смелые люди
На станциях Жихарево и Войбокало были организованы продовольственные и воинские склады. Машины, доставившие из Ленинграда людей, обратным рейсом везли продовольствие и медикаменты. Дорога проходила через деревни Сассары, Васильково, Городище, Подолье, Дусьево и далее на Кобону или Лаврово. Ольга Родионовна Коноплина, служившая на складах, рассказывала, с какой тщательностью и строгостью готовились к отправке в Ленинград продукты питания. Одним из шоферов служила в автобате Евстолия Алексеевна Гоглева. До самого прорыва блокады совершала она рейсы по Дороге жизни. Только тяжелая контузия после одного из бесконечный артналетов выбила её из строя.
Фашисты бомбили регулярно станцию и эшелоны, но, отогнанные огнем зениток, они сбрасывали бомбы на близлежащие беззащитные деревни. Мария Родионовна Соколова (Хистяева), жительница деревни Река Лава, услышав рев приближающихся немецких самолетов, схватила своих малолетних детей и бросилась вон из дома. Укрылись они в гроте под крутым берегом реки. Земля содрогалась от взрывов. Когда после авианалета они поднялись наверх, то не увидели своего дома.
Дом был разнесен в щепы, а на уцелевшей печи стоял чугунок с распаренной горячей гороховой кашей. На узкоколейной дороге всю войну и долгие годы после неё трудились её братья Хистяевы — Петр и Иосиф. Они доставляли грузы в рабочие посёлки, зарекомендовав себя умелыми машинистами и отчаянно смелыми людьми.
Портреты на граните
Жихарево и Войбокало подвергались частым ожесточенным авианалетам. Прикрытие станций осуществлялось 14-ой Воздушной армией Военно-воздушных сил Ленинградского фронта. Советские летчики 35-го ББАП (ближнебомбардировочного авиационного полка), защищая с воздуха станцию и эшелоны, отважно сражались с гитлеровскими асами.
15 января 1943 года в ходе воздушного боя над поселком Назия был сбит наш самолёт. Погиб весь экипаж — капитан Ю.М. Голубовский, старший лейтенант Н.Д Зарубин и лейтенант М.М. Комендантов. Над их могилой местными жителями установлен большой памятник с портретами, высеченными на граните.
Поэтесса и большой знаток истории своего посёлка Валентина Петрова в стихотворении выразила сокровенные мысли жителей Назии:
И мы должны всё помнить это:
Их героизм, отвагу, честь,
И все события навеки
В сердцах и памяти сберечь.
Вместо заключения
В настоящее время ни на станции Жихарево, ни в поселке Назия нет музея, рассказывающего молодежи о славном боевом прошлом их дедов и бабушек, о героическом прошлом их родного посёлка. Нет и мемориальной доски, на которой было бы отражено, как местные жители отогревали своими теплом вывезенных по Дороге Жизни ленинградцев, как отдавали все свои силы для выполнения поставленных задач.
В связи с этим очень хотелось бы, чтобы местные жители объединились и поставили вопрос перед своей администрацией и депутатами о создании в Жихарево памятного знака, посвященного вкладу наших земляков в спасение и оказание всесторонней помощи эвакуированным ленинградцам, подготовке и отправке продовольствия в блокадный Ленинград.