Студенты проектируют музей Строгино. Часть 2

Два года назад, в самый разгар нашествия злого ковидла, мы затеяли эксперимент: студенты МАРХИ под руководством преподавателей делали курсовую работу — проектировали… музей Строгино! С нашей стороны в проекте участвовала ландшафтный архитектор Анастасия Застрова.  Мы давно уже хотели рассказать вам, уважаемые читатели, что получилось из этой затеи (напомню, что на момент первой публикации мы ещё сами этого не знали), но Глеб Соболев, инициатор этой идеи, — архитектор весьма востребованный и потому занятой… Одним словом, недавно он всё же смог выкроить немного времени, чтобы встретиться с нами и рассказать о результатах той работы. А заодно мы узнали, что думают об участии в проекте сами студенты, выбравшие строгинский музей темой своих курсовиков.

Глеб Соболев

Руководитель архитектурного бюро СГА. Член Союза Московских архитекторов с 1998 года. Окончил МАрхИ в 1995 году. Лауреат конкурса «Зодчество-96». В 1991-93 годах учился в Архитектурной школе Архитектурной Ассоциации в Лондоне. До создания в 2003 году собственного архитектурного бюро работал в Моспроект-1, Архитектурном бюро АБД, архитектурном бюро MMeks Gmbh.  Автор ряда общественных зданий и проектов для частных заказчиков. Организатор семинаров и выставок. Доцент МАРХИ, к.э.н.

 

— Глеб Анатольевич, мы уже рассказывали нашим читателям, как два года назад Вы предложили нам стать «условными заказчиками строительства». Тогда наши с Вами желания удивительно совпали: мы задумывались о том, как бы нам создать музей нашего района, а Вы предложили попробовать спроектировать здание для музея — силами студентов-третьекурсников из МАРХИ. Как отнеслись сами студенты к этой задаче? 

— Надо сказать, крайне редко случается так, что жители молодого города или района в современной России хотели бы создать музей местной истории. Но, как бывший строгинец, я знаю, что Строгино — район нетривиальный, и потому я нисколько не удивился, когда в строгинских соцсетях встретил пару раз сожаление — мол, жалко, что у нас нет музея, вот было бы здорово его создать… В то время моим студентам уже пора было выбирать тему для курсовой работы, и поскольку мы с вами уже контактировали (наше знакомство началось в тревожную для Строгино пору, когда был объявлен конкурс на «благоустройство» нашего парка. — Прим.ред.), я подумал, что группа «Сохраним Строгино» вполне могла бы справиться с подготовкой ТЗ для студенческих проектов. Я очень рад, что вы так живо откликнулись тогда, что Анастасия приезжала к нам, чтобы рассказать студентам о районе, о его особенностях, его истории, рассказать о пожеланиях строгинцев — каким они сами представляют себе этот музей. Это всё важно учитывать при проектировании.  В ходе наших с вами обсуждений музей постепенно превратился в музейно-общественный центр, и я считаю, это было правильно.

— Мы предложили тогда Вам несколько точек на выбор, где теоретически мог бы располагаться наш музей. Почему Вы выбрали именно территорию недостроенной автомойки?

Карта Яндекс, Строгино, возле танка
Красным отмечено место, где сейчас находятся античные развалины — недостроенная автомойка. На этом месте и стали проектировать здание музея студенты МАРХИ

— Участок на въезде в район на границе парка у залива показался всем наиболее подходящим. Место для проекта около танка (танком у нас зовётся памятник самоходной установке СУ-100. — Прим.ред.), где вот уже долгие годы за железным забором продолжает разваливаться так и не достроенная автомойка, расположено очень удачно. Здание музея в этом месте будет хорошо видно при въезде в Строгино со стороны моста через Москва-реку, оно будет как бы встречать всех жителей и гостей района. Одновременно это здание фиксирует  границу строгинского парка. Музей, построенный здесь, станет своеобразными воротами в парк, создаст место общения и знакомства с историей и жителями района, или, как сейчас говорят, «точку притяжения».

— Каждый из архитекторов, конечно же, по-своему решил задачу, но что в итоге вошло в ТЗ, какие элементы следовало обязательно включить в проект?

— Я прежде всего должен поблагодарить Анастасию Застрову, которая приезжала тогда на занятия и консультировала студентов — и как ландшафтный архитектор, и просто как жительница Строгино, любящая и знающая свой район. Мне кажется, ей удалось заразить студентов энтузиазмом, убедить их максимально бережно отнестись к территории и постараться вписать здание в общую стилистику Строгино.  Стандартная учебная программа проекта музея была тогда довольно сильно доработана: были увеличены площади для кружковых занятий и зоны для общения посетителей музея. Расположение участка между главной въездной магистралью и парком определило необходимость двух равнозначных входов — для тех, кто приезжает в музей на автомобиле, и тех, кто отдыхает в парке. Конечно, была определённая сложность с проектированием парковки, ведь это фактически территория ООПТ, и это необходимо было учесть. Но, с другой стороны, это всё-таки пока ещё учебное проектирование, не предполагающее реального строительства. Конечно, каждая из студенческих работ могла бы стать основой для реального рабочего проекта, но пока что такой задачи у нас нет.

— Глеб Анатольевич, как Вы оцениваете — удался ли эксперимент, были ли действительно удачные проекты?  

— Вначале это задание выбрали едва ли не десять человек, однако на защите было представлено шесть проектов. Но это очень хороший результат, я считаю, поскольку это студенты-вечерники, и учебная группа в принципе немногочисленна. Руководили работой студентов, помимо меня, ещё двое моих коллег, архитекторов и преподавателей МАРХИ, — Владимир Николаевич Лисовский и Оксана Владимировна Земская.   

Скажу кратко о работах.

Наталья Казакова для уменьшения видимого объема здания музея разбила его на три кубических элемента, один из которых стоит отдельно и связан с основным объёмом подземным проходом. Такой приём создаёт сложную систему полуоткрытых пространств, минимизируя эффект «архитектуры-стены».

Ещё одну стратегию взаимодействия с контекстом демонстрирует проект Полины Кокунько. Полина превращает пандус входа в музей в главный элемент архитектуры. Соблюдая уклоны, требуемые нормативами по доступной среде, автор проекта обвивает простой объём-параллепипед музея пандусом-гульбищем, с которого раскрывается вид на парк, залив и жилые кварталы Строгино. Проект, выполненный в изящной графике, отсылает нас и к северному модернизму, и к японским деревянным структурам, и к русским традиционным гульбищам вокруг храмов и боярских палат. Кстати, яркий пример такого гульбища находится на другой стороне залива, в храме усадьбы Троице-Лыково.

Полина Кокунько:  После проектирования на обычных свободных участках под застройку с условными задачами наконец нам было дано место, на котором действительно был необходим краеведческий музей для района и его жителей. Впервые от первого лица можно было узнать пожелания «заказчика», ведь в рамках данного задания у нас состоялась встреча с представителем района, который рассказал нам об истории Строгино и задачах, которые предстояло решить в ходе проекта. Поэтому я сразу решила разработать музей именно на этом месте, так как это был замечательный опыт реального проектирования в интересах жителей района.

Внешне схожие формы зданий используют в своих проектах Александра Суровенкова и Анастасия Жданова. Их проекты за счёт криволинейных плоскостей фасадов органично взаимодействуют с зелёными пространствами парка, организуя разномасштабные полузакрытые площадки по его периметру. Но Александра развивает органические криволинейные поверхности стен в интерьер музея, как бы продолжает, продлевает их, создавая между ними «текучие» пространства. Анастасия же создаёт контраст между плавными внешними обводами и внутренней функциональной прямоугольной планировкой. При этом консоли выступающего второго этажа создают укрытие от жаркого солнца и осадков для людей, гуляющих вокруг здания.

Александра Суровенкова: Участие в конкурсе по разработке архитектурной концепции краеведческого музея для Строгино мне показалось очень увлекательной, ответственной и серьёзной работой. Совместно с профессорами МАРХИ мы всей группой активно составляли техническое задание на разработку этого проекта, учитывали все необходимые аспекты для такого типа музея, стараясь придумать неповторимые архитектурные образы.

Одной из главных задач в моём проекте является создание образа некоего искусственно созданного острова с плавными изгибами и формами на плане, который бы отсылал к истории возникновения Строгино как места-острова на слиянии двух рек — Москвы-реки и Сходни. По этой версии, весной этот остров заливало водой, и виднелась лишь его верхушка. Именно поэтому архитектура музея разноуровневая, сложной конфигурации — в виде разлива потоков реки. Я очень благодарна за такую возможность поделиться своим видением этого музея и внести пусть и небольшой, но вклад в развитие этого прекрасного зелёного района.

Анастасия Жданова: Проектирование музеев — это ответственная и сложная задача, но творческий подход к разработке идеи и пожелания местных жителей города позволили создать поистине уникальный проект.

При работе над проектом музея мне было важно и интересно учитывать комментарии жителей, прислушиваться к их пожеланиям. Главной целью для меня было создать современное, лаконичное и комфортное общественное пространство, в котором сочетается культурно-просветительская и туристско-рекреационная программа. Архитектура музея должна притягивать посетителей, а дизайн и правильно спроектированное пространство — создавать удобство и интерес, чтобы вернуться в это место снова.

Элина Шлейгер постаралась интегрировать здание музея в рельеф со стороны парка, дополнив естественный склон продолжением в виде зелёной кровли-амфитеатра, с которого раскрывается прекрасный вид на панораму залива. Два крыла здания организуют небольшую площадь, связанную с парком.

Элина Шлейгер: Здание проектируется на ул. Маршала Катукова, вл.33, на месте недостроенной и заброшенной автомойки, между автозаправкой и Строгинским танком. В этом месте имеется хорошая проходимость, практически на въезде в Строгино, открываются красивые виды — река. Именно поэтому моя идея заключалась в том, чтобы проектируемую мной архитектуру гармонично вписать в зелёную зону парковой территории. Также я разработала эксплуатируемую рекреационную кровлю, где люди могут отдохнуть и погулять. С западной стороны она полностью сливается с земной зелёной поверхностью. Такая архитектура притягивает людей. Более того, музей должен ассоциироваться с чем-то лёгким, интересным и инновационным, а не со скучным и серым. Мне было интересно проектировать такую архитектуру в Строгино, т.к. на этом месте действительно планируется реальное строительство нового музея. Хочется наш город видеть красивым, инновационным и функциональным!

Все шесть проектов показывают различные версии геометрии здания в данном контексте, сохраняя при этом общую идею сомасштабности окружающему ландшафту. Одновременно решается проблема доступности музея для жителей, обеспечивается комфортное пребывание людей в парковой зоне без нарушения экологического баланса территории, — происходит даже улучшение его за счёт увеличения зелёных площадей (как, например, в проекте Элины Шлейгер) и создания акустической преграды от шума магистрали.

— Глеб Анатольевич, мы очень надеемся, что Ваши студенты станут настоящими профессионалами, способными слышать тех, для кого они проектируют. Спасибо за Вашу работу, за то, что учите бережному отношению к городу!

— А я, в свою очередь, желаю всем строгинцам, чтобы ваш (а в общем-то, и мой тоже, ведь я жил некоторое время в Строгино!), — чтобы наш с вами район всё-таки обзавёлся когда-нибудь настоящим музеем!

И небольшое послесловие от участника этого проекта с нашей стороны — Анастасии Застровой, ландшафтного архитектора:

Когда ко мне обратились мои друзья с предложением проконсультировать группу студентов, которые хотели бы взять для своей курсовой работы тему музея для нашего района, я согласилась с радостью. Уверена, это очень грамотный подход со стороны преподавателя — пригласить одного из тех, для кого и выполняется проект (в данном случае — учебный проект гипотетического объекта), т.е. жителя района. И замечательно, что такой подход к работе прививается будущим архитекторам со студенческой скамьи.

Группа оказалась внимательной и заинтересованной, общаться с ребятами было очень приятно. Я побывала на двух занятиях. На первом просто рассказала им о районе, о парке, о некоторых проблемах, с которыми сталкивается наш район из-за неуместных архитектурных замыслов руководства города, о том, что могло бы реально порадовать многих жителей района. В следующий мой приезд у ребят, взявших тему музея Строгино, уже были идеи и наброски. Мне довелось поучаствовать в обсуждении этих идей вместе с их преподавателями, что для меня самой оказалось тоже интересно и познавательно, поскольку тему музея консультировал профессор Владимир Лисовский.

Эскизы получились разные, каждый предложил что-то своё. Две работы мне особенно понравились, и это неудивительно: их авторы рассказывали о своих идеях наиболее увлечённо. Очень понравилось неравнодушие ребят, отношение к теме. Из моих пожеланий тогда, пожалуй, наиболее существенным было обратить больше внимания на привязку объекта к существующий инфраструктуре — пешеходным дорожкам, остановке общественного транспорта и другим подобным «мелочам», из которых и состоит удобство и красота архитектурного решения.

Что ж, получилось у будущих архитекторов, кажется, неплохо!

 

Публикацию подготовила А.Х.

Благодарим МАРХИ за предоставленную возможность опубликовать работы студентов — участников проекта.

Запрещается копирование, воспроизведение, какое бы то ни было иное использование материалов настоящей публикации без согласования с редакцией сайта «Строгино не склоняется!».
При наличии согласия на перепечатку ссылка на источник обязательна.
 

 

Обсуждение: 3 комментария
  1. Андрей
    Ответить

    Не надо на этой территории ничего строить, этот участок принадлежит ООПТ, и строить там незаконно, поэтому автомойку и не построили. Оставьте парки в покое!

    1. Строгино не склоняется!

      Спасибо Вам за столь живой неравнодушный отклик! Увы, с участком там далеко не всё так просто… но что касается проектов музейного здания — ещё раз подчеркну, что это всего лишь учебная задача, выполненная студентами, кстати, весьма бережно и с пониманием. Реально о строительстве музея на этом месте никто не говорит… Хотя вообще-то музей нам нужен! Если есть какие-либо идеи насчёт того, где он был бы уместен — пишите!

  2. Афанасий
    Ответить

    Суровенкова Александра это самый одарённый архитектор страны. Работал с ней на чемпионатах

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Моё Строгино

Мы в социальных сетях